техника чеканки монет в литературе
|
|
i-xan | Date: Понедельник, 04 Января 2010, 21:38 | Message # 1 |
Бугра илиг
Группа: Проверенные
Количество сообщений: 1801
Страна:
Город:
Репутация: 17
| кто что посоветует? недавно перечитал статьи Бурнашевой (про технику чеканки и организацию производства в поздней Бухаре) и Котляра - рекомендую.
|
|
| |
Antar | Date: Четверг, 07 Января 2010, 23:23 | Message # 2 |
Бугра тегин
Группа: Проверенные
Количество сообщений: 531
Страна: Соединенные Штаты
Город: San Francisco Bay
Репутация: 48
| Довольно полезная информация содержится в H.L.Rabino di Borgomale "Coins, Medals, and Seals of the Shahs of Iran", Numismatic International, 1945, /Reprint 1973, pp. 1 - 3, где говорится о 9 различных департаментах (цехах) при монетном дворе Сефевидов. Оригинальная ссылка дается на статью профессора Минорского (V.Minorsky, "Tadhrikat al-Muluk. A Manual of Safavid Administration. E.J.W.Gibb Memorial, Second Series, vol. XVI, 1943. При этом, правда, не ясно, как проводили чеканку - холодным способом, или использовали раскаленную монетную заготовку?
Post edited by Antar - Пятница, 08 Января 2010, 10:07 |
|
| |
i-xan | Date: Пятница, 08 Января 2010, 09:51 | Message # 3 |
Бугра илиг
Группа: Проверенные
Количество сообщений: 1801
Страна:
Город:
Репутация: 17
| да, у меня есть эти книги, посмотрю еще раз. спасибо где-то довелось прочесть что мнение о раскаливании заготовки непосредственно перед нанесением удара неправильно. заготовки дескать раскаливали массой заранее, для снятия закалки, так сказать, обеспеченной в свою очередь процессом изготовления заготовки. а били потом уже по холодной заготовке. у Зографа еще хороший текст о технике в его Античных монетах
|
|
| |
Antar | Date: Пятница, 08 Января 2010, 10:47 | Message # 4 |
Бугра тегин
Группа: Проверенные
Количество сообщений: 531
Страна: Соединенные Штаты
Город: San Francisco Bay
Репутация: 48
| Перечитал еще раз главу по технологии монетного дела в книге Елены Абрамовны по монетам Джанидов (стр. 216-231). Очень подробно и обстоятельно, только не понял как можно было изготавливать монетные заготовки в виде шариков. Может, разрубленные брусочки нагревали до расплавления, когда они превращались в каплевидные слитки, а потом их быстро охлаждали? Я был в свое время весьма удивлен, когда узнал, что серебро "отпускается" в противоположность стали, при резком охлаждении раскаленной заготовки. Кстати, в "Записке о чеканке бухарской серебряной монеты" Журавко-Покорского говорится, что рабочие разбивали разогретые серебрянные цилиндрики двумя ударами, при этом иногда один кружок приставал к новому и получалась двойная теньга. Не понятно, когда это происходило - при изготовлении заготовок или во время чеканки?
|
|
| |
i-xan | Date: Пятница, 08 Января 2010, 14:43 | Message # 5 |
Бугра илиг
Группа: Проверенные
Количество сообщений: 1801
Страна:
Город:
Репутация: 17
| Quote Перечитал еще раз главу по технологии монетного дела в книге Елены Абрамовны по монетам Джанидов (стр. 216-231). спасибо, как раз искал эту главу Quote Может, разрубленные брусочки нагревали до расплавления, когда они превращались в каплевидные слитки, а потом их быстро охлаждали? крайне сомневаюсь. перечитаю. правда появилось подоздрение что материал устарел - Джаниды же ведь в Бухаре были? Статья Бурнашевой более поздняя чем эта книга Давидович, и там указание на иные заготовки двойные теньги тоже указаны
|
|
| |
i-xan | Date: Пятница, 08 Января 2010, 14:45 | Message # 6 |
Бугра илиг
Группа: Проверенные
Количество сообщений: 1801
Страна:
Город:
Репутация: 17
| вспомнил, еще есть статья Пахомова о чеканке медных монет в Закавказье в 12-13 вв. Но, честно говоря, слабенькая. Ну и, чувствую что у меня самого зарождается статейка на эту тему - рабочее/предварительное название - Монеты Гиорги 3, царя Грузии - техника чеканки
|
|
| |
i-xan | Date: Пятница, 08 Января 2010, 14:51 | Message # 7 |
Бугра илиг
Группа: Проверенные
Количество сообщений: 1801
Страна:
Город:
Репутация: 17
| Quote (i-xan) Джаниды же ведь в Бухаре были? нет, прошу прощения, Джаниды, потом Мангиты в Бухаре
|
|
| |
i-xan | Date: Пятница, 08 Января 2010, 16:34 | Message # 8 |
Бугра илиг
Группа: Проверенные
Количество сообщений: 1801
Страна:
Город:
Репутация: 17
| Quote (Antar) главу по технологии монетного дела в книге Елены Абрамовны по монетам Джанидов (стр. 216-231). очень толково написано, и в приличном научном стиле, спасибо. Рекомендую также посмотреть статью Бурнашевой про поздний чекан Бухары (под Мангитами), эти две работы хорошо дополняют друг-друга. у Давидович интересные отсылки к литературе, я не знал про Айини-Акбари, Эренкройтца и Смита
|
|
| |
i-xan | Date: Пятница, 08 Января 2010, 16:46 | Message # 9 |
Бугра илиг
Группа: Проверенные
Количество сообщений: 1801
Страна:
Город:
Репутация: 17
| Quote (Antar) Я был в свое время весьма удивлен, когда узнал, что серебро "отпускается" в противоположность стали, при резком охлаждении раскаленной заготовки. нельзя-ли, пожалуйста, подетальнее? у Бурнашевой написано (если у Вас нет, я пришлю Вам в эл. формате) что для восстановления утраченной при механической обработке пластичности монетные кружки отжигались Quote (Antar) Кстати, в "Записке о чеканке бухарской серебряной монеты" Журавко-Покорского говорится, что рабочие разбивали разогретые серебрянные цилиндрики двумя ударами, при этом иногда один кружок приставал к новому и получалась двойная теньга. Не понятно, когда это происходило - при изготовлении заготовок или во время чеканки? думаю что при изготовлении заготовок. для вычеканивания заготовку надо было класть на нижний штемпель, вряд ли туда по ошибке положили бы сразу 2 заготовки (да и не поместились бы они наверное - а штемпель возможно возвышался на уровнем наковальни)
|
|
| |
Antar | Date: Воскресенье, 10 Января 2010, 22:10 | Message # 10 |
Бугра тегин
Группа: Проверенные
Количество сообщений: 531
Страна: Соединенные Штаты
Город: San Francisco Bay
Репутация: 48
| Quote (i-xan) нельзя-ли, пожалуйста, подетальнее? у Бурнашевой написано (если у Вас нет, я пришлю Вам в эл. формате) что для восстановления утраченной при механической обработке пластичности монетные кружки отжигались Отжиг заготовки - эта стандартная операция в ювелирном деле, можете найти в любом пособии по юв. делу. Серебро, а также золото и медь (элементы группы I-В) - мягкие и ковкие металлы, которые при механической обработке становятся хрупкими и ломкими. Обычно это напряжение можно снять при нагреве металла до красноты. Но интересно, что если серебро при резком охлаждении становиться пластичным, то сталь - закаливается, т.е. становиться более твердой. При изготовлении монет серебро необходимо было отжигать несколько раз, если мы говорим о технологии Мантытов/Каджаров. Один раз после волочения проволоки, второй раз - после разбивания кусочков проволоки в монетные кружки. В Бухаре при чеканке золота необходимо было отжигать металл после получения листовой заготовки с использованием вальцов.
|
|
| |
Abu_Said | Date: Понедельник, 11 Января 2010, 00:13 | Message # 11 |
Бугра илиг
Группа: Модераторы
Количество сообщений: 1506
Страна:
Город:
Репутация: 37
| Коллеги, а вы не встречали где нибудь описание изготовления заготовок, процесса серебрения и чеканки посеребренных дирхемов 12-13 веков?
|
|
| |
Antar | Date: Понедельник, 11 Января 2010, 23:58 | Message # 12 |
Бугра тегин
Группа: Проверенные
Количество сообщений: 531
Страна: Соединенные Штаты
Город: San Francisco Bay
Репутация: 48
| Не помню, чтобы было описание процесса серебрения в нумизматической литературе. Могу предположить, что это должно быть сходно с процессом золочения. Традиционно до середины 20-го века испoльзовали амальгамный метод, когда благородный металл (золото или серебро) растворяли в жидкой ртути получая вязкую массу, похожую на масло. Листовая заготовка из меди обработывалась солями ртути и натиралась амальгамой (для приготовления монет с двух сторон), после чего нагревалась в горне. Ртуть испарялась, а на поверхности меди образовывался прочный слой благородного металла. Метод весьма опасный, т.к. ртуть - сильный яд. Кстати, эта технология была весьма популярна у фальшивомонетчиков. Добавлено (11 Январь 2010, 23:58) --------------------------------------------- Quote (i-xan) думаю что при изготовлении заготовок. для вычеканивания заготовку надо было класть на нижний штемпель, вряд ли туда по ошибке положили бы сразу 2 заготовки (да и не поместились бы они наверное - а штемпель возможно возвышался на уровнем наковальни) Вот это я не понял - получается, что при получении монетных заготовок случайно получались сдвоенные бланки, а потом их специально дважды прочеканивали, помещая каждый кружок в центр штемпеля, после чего наносили удар.
|
|
| |
MenAndre | Date: Суббота, 13 Марта 2010, 21:29 | Message # 13 |
Пользователь
Группа: Юзер
Страна: Российская Федерация
Город:
Репутация: 1
| [quote=Antar]Не помню, чтобы было описание процесса серебрения в нумизматической литературе. Могу предположить, что это должно быть сходно с процессом золочения. Традиционно до середины 20-го века испoльзовали амальгамный метод, когда благородный металл (золото или серебро) растворяли в жидкой ртути получая вязкую массу, похожую на масло. Листовая заготовка из меди обработывалась солями ртути и натиралась амальгамой (для приготовления монет с двух сторон), после чего нагревалась в горне. Ртуть испарялась, а на поверхности меди образовывался прочный слой благородного металла. Метод весьма опасный, т.к. ртуть - сильный яд. Кстати, эта технология была весьма популярна у фальшивомонетчиков.[/quote] Нумизматический словарь Фенглера-Гироу. Статья "Отбеливание". Перевод с немецкого. Описывается, что монетные заготовки варили в растворе поваренной соли и винного камня до тех пор, пока верхний слой меди не съедало и не оголялось серебро, которого в сплаве было от 2 до 5 %. Затем чеканили, при чеканке верхний слой уплотнялся и внешне монеты выглядели как серебряные. Чем дольше варили, тем толще слой серебра, и наоборот. Время тетрархов (Рим, конец III - начало IV веков н.э.). В более ранние времена процент серебра в заготовках был выше, соответственно и слой верхний Ag - "пожирнее".
|
|
| |
gandzak | Date: Суббота, 13 Марта 2010, 23:54 | Message # 14 |
Бугра илиг
Группа: Модераторы
Количество сообщений: 1699
Страна: Российская Федерация
Город: Москва
Репутация: 41
| Quote (MenAndre) монетные заготовки варили в растворе поваренной соли и винного камня до тех пор, пока верхний слой меди не съедало и не оголялось серебро Для этого на поверхности заготовки должна быть не медь, а гироксид меди (II). Как он на ней появляется мне не очень понятно.
طالع سال جدي
|
|
| |
Antar | Date: Воскресенье, 14 Марта 2010, 03:53 | Message # 15 |
Бугра тегин
Группа: Проверенные
Количество сообщений: 531
Страна: Соединенные Штаты
Город: San Francisco Bay
Репутация: 48
| Все правильно, должен быть оксид либо гидроксид меди. Медь, хоть и стойкой к окислению металл, но все же окисляется кислородом воздуха - тускнеет. В воде также есть растворенный кислород. Этот процесс ускоряется при повышенных температурах (химический закон - повышение температуры реакции на 10 градусов дает ее двухкратное ускорение), а также в присутствии солей, они работают как катализаторы. Поэтому при кипячении и образуется медная патина, а тартраты винного камня образуют водорастворимые комплексы меди и постепенно вымывают ее из поверхности биллоновых сплавов. При этом образуются пористые поверхностные структуры - они довольно заметны на античних и средневековых монетах, напр. на дирхемax караханидов и др. Quote (MenAndre) Нумизматический словарь Фенглера-Гироу. Статья "Отбеливание". Перевод с немецкого. А можно побольше инфо на словарь Фенглера-Гироу: Название, издательство, год и стр. Спасибо.
Post edited by Antar - Воскресенье, 14 Марта 2010, 10:23 |
|
| |
MenAndre | Date: Воскресенье, 14 Марта 2010, 14:08 | Message # 16 |
Пользователь
Группа: Юзер
Страна: Российская Федерация
Город:
Репутация: 1
| Словарь нумизмата. Х.Фенглер, Г.Гироу, В.Унгер. Москва "Радио и связь", 1982 год. Отбеливание, стр. 199. Химический процесс описан (переведен) может и не совсем точно, но во всяком случае фоллисы от Диоклетиана до Константина, серебрение на которых выполнялось этим методом, выпускались огромными тиражами. Стало быть технология была отработанная и при этом достаточно несложная. Добавлено (14 Март 2010, 14:08) --------------------------------------------- [quote=Antar]как можно было изготавливать монетные заготовки в виде шариков. Может, разрубленные брусочки нагревали до расплавления, когда они превращались в каплевидные слитки, а потом их быстро охлаждали? [/quote] Расплавленное серебро льется равномерной струйкой в воду с определенной высоты. На выходе гранулы округлой формы и примерно одинакового веса.
|
|
| |
Antar | Date: Понедельник, 15 Марта 2010, 21:09 | Message # 17 |
Бугра тегин
Группа: Проверенные
Количество сообщений: 531
Страна: Соединенные Штаты
Город: San Francisco Bay
Репутация: 48
| Quote (MenAndre) Расплавленное серебро льется равномерной струйкой в воду с определенной высоты. На выходе гранулы округлой формы и примерно одинакового веса. При всем моем небольшом опыте работы с серебром не могу себе представить как можно получить партию шариков одинакового размера путем разлива серебренного расплава в воду. Я помню на занятиях получали мелкие шарики для зерни, когда расплавляли нарезанные кусочки проволоки. Но чтобы в воду лить - не пробывал. А Вы сами то пробовали?
|
|
| |
MenAndre | Date: Вторник, 16 Марта 2010, 20:58 | Message # 18 |
Пользователь
Группа: Юзер
Страна: Российская Федерация
Город:
Репутация: 1
| Лично - нет не пробовал. Но такой эксперимент проводился. Материалы по эксперименту вошли в статью, которая была опубликована в электронном виде вот здесь: http://trajan.ru/coin.html Статья про серраты. Вот абзац из нее - по теме: "Основываясь на своём опыте ювелира, один из авторов предложил элегантный способ измельчения слитка: расплавленный металл выливается тонкой струйкой в холодную воду, в результате чего сама по себе образуется мелкозернистая гранулярная среда (рис.4). Гранулы имеют округлую форму и не подвергаются последующему угару металла при нагреве. Интересно, что размер гранул можно легко контролировать, изменяя толщину струйки и скорость выливания расплавленного металла в воду." Поподробнее можно узнать у автора этого сайта - там где-то есть обратная связь.
|
|
| |
Antar | Date: Среда, 17 Марта 2010, 22:22 | Message # 19 |
Бугра тегин
Группа: Проверенные
Количество сообщений: 531
Страна: Соединенные Штаты
Город: San Francisco Bay
Репутация: 48
| Quote (MenAndre) ...сама по себе образуется мелкозернистая гранулярная среда... Согласен, получить мелкие шарики таким способом можно, причем они будут получаться с разбросом по величине. Но чтобы делать в производственных масштабах монетные заготовки одного веса не представляю себе. А ведь ремедиум у бухарских тенег совсем небольшой. Quote (MenAndre) http://trajan.ru/coin.html Спасибо за ссылку на сайт, там есть очень полезные статьи по технологии чеканки, в т.ч. по серебрению и золочению античних монет. Советую всем интересующихся данной темой просмотреть их.
|
|
| |
Veram Onopa | Date: Пятница, 19 Марта 2010, 14:43 | Message # 20 |
Бугра тегин
Группа: Проверенные
Количество сообщений: 928
Страна: Российская Федерация
Город:
Репутация: 112
| [quote=Abu_Said]Коллеги, а вы не встречали где нибудь описание изготовления заготовок, процесса серебрения и чеканки посеребренных дирхемов 12-13 веков? [/quote] Может быть здесь, а может быть, здесь -- следы Toll C. Minting Technique According to Arabic Literary Sources http://www.vremennik.biz/PDF/Toll_1972a.pdf
|
|
| |