При рассмотрении имен хотелось бы заметить, что при идентификации мусульманских династов использовались множество имен и слов так или иначе сопутствующих имени. Дабы рассмотреть и внести небольшую ясность в прочтение и понимание основополагающих принципов состава исламского имени, и была задумана данная статья. В мусульманских (арабских)странах существует традиция. С первого до третьего дня после рождения мальчики, как правило, носят имя Мухаммед, в честь пророка, основателя Ислама. По истечении 3 дней родители могут оставить новорожденному это имя или дать новое. Девочки в течение первых трёх дней после рождения обычно носят имя Фатима — в честь дочери пророка Мухаммеда. По истечении 3 дней (обычно через неделю) родители могут заменить его другим или оставить это имя. Структура арабской формы имён собственных упрощённо выглядит так: 1. включающая элемент “Абу”, то есть “отец”, кунья — прозвание по сыну: “отец такого-то”, 2. затем — Изм, далее 3.включающая элемент “Ибн”, то есть “сын”, кунья по отцу (“сын такого-то”; Можно сравнить с Отчеством у славян), за которой 4. может следовать вторая кунья, третья и т.д. (“сына такого-то, сына такого-то”) и, в заключении, 5. нисба или несколько нисб. При изучении чекана исламских монет и прочтении восточных надписей рассмотрим основные понятия: Изм - это личное имя правителя, или любого другого человека которое давалось только при рождении. На всем протяжении существования человека оно было неизменно. Если рассмотреть использование Изма в контексте народов и народностей, то можно заметить, что арабы имели только один Изм, а народы не арабского происхождения(Персы, турки и т.д.) обычно прибавляли Изм и на своем родном языке. Насаб – Слово которое указывает на происхождение, и имеет следующую отличительную форму: ибн (сын) X, бинт (дочь) Х. В некоторых странах(Тунис, Алжир и т.д.) насаб диалектно редуцированный имеет форму «Бен». Персы и Турки используют Насаб Х-оглы и Х-заде, но в монетных легендах используется только арабский эквивалент этих слов. Насаб может обращаться не только к отцу человека его носящего, но и к очень отдаленному предку. Куния – это дополнительное имя, составленное по формуле абу (отец) X или, для женщин, умм (мать) X. Встречается фактически на всех исламских монетах на которых есть упоминание династа (не анонимные чеканы), и использовалось иногда замещая собой Изм. Примеров множество, и в данной статье приводить их не буду. Примером может служить допустим имя абу Саид (отец Саида) или умм Джафар. При написании Кунии или Насаба используется раздельное написание от Изма. Нисба – Слово в имени, которое указывает на географическое происхождение человека, профессию, или племя к которому он принадлежит. На монетах очень редкое явление. Лакаб – титул правителя. Является сугубо индивидуальным для каждого династа и династии в целом. Существует множество лакабов, которые можно встретить на нумизматических памятниках истории, и они описаны во множестве литературных источников. У арабов имена так или иначе связаны с религией. Хотелось бы обратить внимание на имена, начинающиеся со слова «абд», т.е. в переводе раб. Имена, которые имеют в своем составе слово «абд» пишутся вместе с синонимами слова «Аллах» или приписываемых Богу качеств. Например можно привести имена такие как Абдаллах(раб бога), Абд Ар Рахман(раб Милостивого), Абд Аль Кадир(раб всемогущего), и т.п. Реже встречается слово “Абд” в сочетании с одним из эпитетов к имени Мухаммеда, типа Абд ар-Расул (раб Посланника), Абд ан-Наби (раб Пророка) и т.п. Титулатура восточных правителей разнообразна и объемна. Титулатуру можно разделить по территориальному признаку. Так среди арабских титулов наиболее высоким считается султан получил распространение с конца 5 века хиджры и встречается в различных комбинациях дополнений к нему, т.е. Ас-султан ал-азам (султан высочайший), ас-султан ал-адл (султан справедливый), ас-султан аш-шарк ва ас-син (султан востока и китая), ас-султан ал-аджал (султан преславный), ас-султан ал-джалил (султан славный) и прочие. Титул Малик, т.е. «царь» встречается в сочетаниях малик ал-Машрик, малик ал-ислам и другие. Титул амир, так же является распространненным в монетных надписях и известен с 10 века. Наиболее частые комбинации амир ал-муминин (амир верующих), амир ал-умара (амир амиров), мавла амир ал-муминин (клиент амира верующих). Титул имам — это титул Али, двоюродного брата и зятя Мухаммада, и одиннадцати лиц из его потомства, известных под именем двенадцати имамов (т.е. шиитской ветви Ислама). Титул имама присваивают также главам религиозных и юридических школ, придерживающихся каких-либо особых доктрин и являющихся неоспоримыми авторитетами в своей области. Из персидско-таджикских титулов наиболее часто встречаемыми и интересными являются шах, падшах, шаханшах, пахлаван, дихкан и многие другие. После завоеваний сельджукидов и образования династии Великих Сельджуков появились несколько новых титулов которые образованы от имен династов, такие как маликшах и санджар. Из тюркской титулатуры можно отметить следующие хан, хакан, илиг, тегин (тегин ал-адил, тегин ал-джалил), ога, бег и другие. Почти всегда тюркские титулы сопровождаются арабскими эпитетами и тюркскими компонентами, подчеркивающими те или иные достоинства и преимущества верховного правителя. После завоевания Китая, средней азии и ирана монголами в обиходе и монетных легендах появился титул Каан, т.е. титул который выражает полноту императорской власти, а также титул Ильхан – хан племени. Полезная ссылка по теме |